Мясозаменяющие продукты – направление, которое в ближайшие годы будет расти и займет существенный сегмент рынка, считает Андрей Наркевич, заместитель управляющего компании «Теремок»
Мировой тренд на заместители мяса животного происхождения дошел и до России. Портал AGRO XXI поинтересовался у первооткрывателей этого сегмента в РФ, компании «Теремок», как оцениваются перспективы этого инновационного продукта. На вопросы нашего издания ответил Андрей Наркевич, заместитель управляющего компании «Теремок».
— Расскажите, пожалуйста, почему компания решила ввести в меню этот продукт и в виде какого блюда его представят потребителю?
— Мы внимательно следим за новинками не только в ресторанном бизнесе, но также в области высоких технологий, технологий пищевого производства, в том числе разработками продуктов, заменяющих мясо – такими, как Beyond Meat, Impossible Foods и некоторыми другими. Идея ввести подобный продукт в меню появилась после изучения западных анализов и прогнозов развития рынка. Мясозаменяющие продукты – направление, которое в ближайшие годы будет расти и займет существенный сегмент рынка. Поэтому мы решили представить его нашим покупателям, начать с ними некую дискуссию про вкус. На данный момент цена немного запретительная, но часть аудитории наверняка заинтересуется. На большие продажи мы не рассчитываем, наша задача – удовлетворить интерес людей, которые про этот продукт слышали и знают, но возможности попробовать пока не было. Мы представим его в виде блина с оригинальной рецептурой, а также как второе блюдо с гарниром из пюре или гречки на выбор.
— Как вы выстраивали партнерские отношения с Beyond Meat? Были ли какие-то особенные требования с их стороны?
— С ними напрямую мы не общались, мы сотрудничаем с Alianta Group, дистрибьюторами их продукции в России. Возможно, если продажи растительного мяса будут высокими, мы попробуем пообщаться напрямую. Пока в этом необходимости нет.
— Были ли предварительные дегустации продукта? Каков вкус?
— Все наши новинки мы предлагаем покупателям только после внутренней дегустации. Блюдо, которое поступает на тест или в продажу – это прежде всего продукт, который нравится нам самим. Сначала мы заказали небольшую партию на пробу и были приятно удивлены. Растительное мясо Beyond Meat действительно похоже на мясо по вкусу и текстуре. Это важно, поскольку многие не едят заменители мяса из-за того, что они прежде всего по ощущению «не то». Этот продукт лишен такого недостатка.
— Есть ли у продукта какие-то преимущества для здоровья потребителей помимо его эко-миссии?
— В западной прессе диетологи ведут дискуссии о том, насколько этот продукт полезен или вреден. По составу он близок к мясу, но содержание солей в нем выше, поэтому часть специалистов говорит о том, что им не стоит злоупотреблять. При этом незаменимые аминокислоты, которые содержатся в мясе, также присутствуют и в Beyond Meat, что очень важно. Технология приготовления Beyond Meat держится в секрете, потому что это ноу-хау. Сам продукт делается из протеинов, содержащихся в горохе.
— Вы будете импортировать и как продукт будет проверяться надзорными органами? Надо ли его вносить в систему электронной сертификации «Меркурий»?
— Под «Меркурий» этот продукт не попадает, так как он растительного происхождения. У дистрибьютора в России есть все декларации соответствия таможенного союза, необходимые, чтобы продукт можно было импортировать и продавать в РФ.
— Учитывая стоимость продукта, как вы считаете, кто, преимущественно, станет его потребителем?
— Важно отметить, что мы этот продукт вводим как некий расширенный тест в ограниченном количестве ресторанов и будем наблюдать за спросом. Возможно, по итогам предварительных продаж расширим количество точек, в которых он предлагается. В первую очередь мы рассчитываем на тех людей, которым просто интересно попробовать. В основном это те, кто интересуется новыми трендами, продуктами и технологиями. Вторая большая группа – это те, кто не ест мяса: веганы, вегетарианцы, люди, которые соблюдают пост. Этот продукт не очень подходит для регулярного питания, но, чтобы внести разнообразие в меню – почему бы и нет.
— Будет ли какая-то специализированная реклама, будут ли привлечены какие-то звезды и шеф-повара, есть ли тонкости в маркетинге такого продукта?
— Скорее всего, мы этот продукт представим с большей рекламой в социальных сетях, нежели на точках. Это связано в первую очередь с ценой: у многих наших потребителей сама реклама заменителя мяса по цене 449 рублей может вызвать недоумение. На точках мы рекламу разместим, но она будет чуть меньше стандартной. При этом в соцсетях мы постараемся раскрыть свойства и характеристики продукта для тех, кому это интересно, с указанием точек, где его можно попробовать.
— Планируют ли Beyond Meat открыть свое производство в РФ?
— Этого мы не знаем, но, насколько нам известно, в предыдущие годы они вложили в развитие значительные средства, поэтому пока что планы на международную экспансию маловероятны. Им сейчас в первую очередь важно захватить свое место под солнцем на американском рынке. Но мы уверены, что подобные проекты будут появляться и развиваться во множестве стран, в том числе в России. На наш взгляд, российские игроки будут заинтересованы в том, чтобы представить подобный продукт в течение ближайших двух – пяти лет. В этом случае у Beyond Meat на нашем рынке появится ощутимая конкуренция, учитывая, что отечественный продукт должен быть дешевле за счет экономии на производстве, логистике и так далее.
— Когда стартуют продажи и когда станет очевидна рентабельность проекта?
— Продажи стартуют в начале октября. Рентабельность проекта спорная, потому что мы будем продавать продукт с минимальной наценкой. Задачи заработать и получить прибыль, которую мы получаем с обычных продуктов, здесь нет. Скорее, наоборот: мы продаем с минимальной наценкой, чтобы как можно больше покупателей могли попробовать новинку.
(Фото взято со страницы в Фейсбук Михаила Гончарова, генерального директора компании «Теремок»).